24 января 2017 ВАСУ вынесено
определение по делу № К/800/35494/15, согласно которому суд подтвердил позицию
первых двух судебных инстанций о признании противоправным и отмене приказа
налогового органа на проверку ввиду несоблюдения установленной законом
процедуры.
Так, документальная внеплановая
невыездная проверка проводится на основании приказа руководителя
контролирующего органа и при наличии оснований для ее проведения, а право на
проведение такой проверки возникает при условии заблаговременного направления
до начала проверки налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении
(или вручения ему или его уполномоченному представителю под расписку) копии
приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и
письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки (п.
78.4, п. 78.5 ст. 78, п. 79.1, п. 79.2 ст. 79 Налогового кодекса Украины).
Указанное согласуется с правом налогоплательщика присутствовать при проведении
проверок и предоставлять объяснения по вопросам, возникающим во время таких
проверок, закрепленного в подпункте 17.1.6 пункта 17.1 ст. 17 Налогового
кодекса Украины, и обязанностью налогоплательщика предоставить должностным
(служебным) лицам органов государственной налоговой службы в полном объеме все
документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки, что предусмотрено
пунктом 85.2 ст. 85 Налогового кодекса Украины.
Из материалов дела усматривается, что
оспариваемый приказ и сообщение о проведении проверки истца от 5 января 2015
направлено заказным письмом с уведомлением о вручении только 5 января 2015 в 18
час. 33 мин., а получено истцом только 16.01.2015 года. При этом, и в
оспариваемому приказе, и в сообщении о начале проведения проверки датой начала
документальной внеплановой невыездной проверки указано 6 января 2015, то есть
на следующий день после вынесения соответствующего приказа. Иными словами,
налоговый орган направил приказ о назначении проверки и уведомление о начале
проверки всего лишь за один день до начала такой проверки. Такие действия
являются нарушением норм статьи 79 Налогового кодекса Украины и должны быть
отменены, как незаконные.
Также, следует отметить, что
аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного Суда Украины от
27.01.2015 года по делу№21-425а14, где четко определено, что анализируемым
нормами Налогового кодекса, с соблюдением баланса публичных и частных интересов,
установленные условия и порядок принятия контролирующими органами решений о
проведении проверок, в том числе документальных внеплановых выездных. Только их
соблюдение может быть надлежащим основанием приказа о проведении проверки. С
приказом о проверке, сведениями о дате ее начала и место проведения плательщик
должен быть ознакомлен в установленный законом способ до ее начала.
Невыполнение требований подпункта 78.1.1 пункта 78.1 статьи 78 и пункта 79.2
статьи 79 Налогового кодекса приводит к признанию проверки незаконной и
отсутствии правовых последствий такой.
Таким образом, если Вы внезапно
получили уведомление о проведении невыездной документальной проверки по
вопросам соблюдения налогового законодательства, рекомендуем Вам обратиться к
своему юристу на предмет выявления законности соблюдения процедуры ее
назначения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий